Главная » Статьи » Мои статьи

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Учителя-логопеды:

Черемных Надежда Сергеевна
Сенникова Светлана Анатольевна

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ


      Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет, развивается.
     В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
     Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.     
     Делая артикуляционную гимнастику с ребенком мы помогаем ему овладеть нормами звукопроизношения родного языка, развиваем подвижность мимико – артикуляционных мышц и вырабатываем четкие артикуляционные позиций губ и языка
     Проводить артикуляционную гимнастику по рекомендациям учителя - логопеда может каждый родитель, заинтересованный в скорейшем овладении детьми правильным звукопроизношением.
     При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать возрастные и индивидуальных возможностей детей
 
Что важно знать, работая над развитием артикуляционной моторики?
  1. проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более точными
  2. непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут
  3. артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
  4. некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того чтобы, у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка

Упражнения выполняются ребенком поэтапно:

  • он улыбается, показывает зубы
  • приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, произносит звук –тттт
  • затем делает губами широкую трубочку,
  • приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку»
  • выдувает теплую воздушную струйку на ладошку.
  • так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
При отборе материала соблюдается определенная последовательность.
• Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц.
• Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука (и и и --- с с с)
• Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады.
• Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ, языка)
 
     Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи. Обязательно проконсультируйтесь у логопеда.
 
Источники: Гаврина Г. А. «Логопедическая тетрадь»., Новотворцева Н.В. «Тетрадь по развитию речи» .     
Категория: Мои статьи | Добавил: Рaдyгa (26.09.2012)
Просмотров: 375 | Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]