Учителя-логопеды:
Черемных Надежда Сергеевна Сенникова Светлана Анатольевна
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет, развивается.
В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Делая артикуляционную гимнастику с ребенком мы помогаем ему овладеть нормами звукопроизношения родного языка, развиваем подвижность мимико – артикуляционных мышц и вырабатываем четкие артикуляционные позиций губ и языка
Проводить артикуляционную гимнастику по рекомендациям учителя - логопеда может каждый родитель, заинтересованный в скорейшем овладении детьми правильным звукопроизношением.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать возрастные и индивидуальных возможностей детей
Что важно знать, работая над развитием артикуляционной моторики?
- проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более точными
- непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут
- артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
- некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того чтобы, у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка
Упражнения выполняются ребенком поэтапно:
-
он улыбается, показывает зубы
-
приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, произносит звук –тттт
- затем делает губами широкую трубочку,
- приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку»
- выдувает теплую воздушную струйку на ладошку.
- так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
При отборе материала соблюдается определенная последовательность.
• Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц.
• Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука (и и и --- с с с)
• Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады.
• Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ, языка)
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи. Обязательно проконсультируйтесь у логопеда.
Источники: Гаврина Г. А. «Логопедическая тетрадь»., Новотворцева Н.В. «Тетрадь по развитию речи» . |