Главная » Статьи » Мои статьи

Автоматизация звуков и не только

Учителя-логопеды:

Развина Надежда Сергеевна
Андронова Татьяна Анатольевна



АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ И НЕ ТОЛЬКО...

      Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызовет  у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с Вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если Ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что Вы сами делаете не так.
     Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Игра позволит Вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных  задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель Ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
     А пока Вы придумываете свои игры, предлагаем Вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.
    
    «Загадки».

     Для этой игры Вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком  назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

     «Чего не стало?»

     Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

     «Что лишнее?»

     Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
     Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для  его исключения.

     «Слова вокруг нас».

     Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф …) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки …).
     В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
     Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с Вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.
     Например:
       На картинке у Кирилла
       Три зубастых крокодила
     Или  такие:
       Ромашки на кармашке
       У маленькой Наташки.
       А в кармашке у Наташки
       Разноцветные стекляшки.
     Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот одна из них, которая нравится многим детям.

    «Найди ошибку».

     Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили  голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц.
     Например, такие:
       На бахче растут медузы.         Расцвели на клумбе козы
       В море плавают арбузы.          На лугу пасутся розы.
     Самое полезное для Вашего маленького ученика Ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, Вы обязательно найдете свои интересные решения.


     Отклики читателей на статью:
     Автоматизируя звуки, развиваем речь ребенка и творческое отношение к делу у всей семьи.

     1. Мама Кати:

     "Мы примерно все так и делали. Но много готовых игр, которые помогают автоматизировать звук, обязательно требуются и придумываются свои. Если, конечно, не лень напрягаться.
Для меня самым сложным было перестраиваться на ходу, подхватывать и развивать идеи ребенка. Когда  мы автоматизировали звук ш, дочка просто так повторять слова не хотела. Но она много и охотно  рисует, поэтому пришлось все рисовать. Очень помогла «Капризная кошка» Сутеева. Только у нас она требовала нарисовать в саду те предметы, в названии которых был звук ш. А если что не так, кошка грозно шипела.
     И еще игра. Идею взяли в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии». Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцируюшее, заставляющее раскрыть новые смысловые возможности. Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было неочевидным, случайным. Задача – найти между заданными словами родство, создать единое для чужеродных элементов пространство – безусловно, заставляет воображение работать. Мы, я и дочка, брали по листу бумаги и рисовали, как могли, каждая – свое слово. Условием было наличие нужного нам звука в слове. Пары слов получались самыми неожиданными: кошка – шапка, мыши – швабра. Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Тогда получится: кошка в шапке, кошкина шапка, кошка под шапкой и т.д. Каждое из этих сочетаний может стать основой для придумывания истории. Больше всего нам нравились самые нелепые, смешные сочетания слов и те истории, которые из них получались. Мне кажется, это важно, чтобы ребенок получал от занятия и от совместной работы с Вами удовольствие. Теперь, когда со звуками у нас все в порядке, дочка по-прежнему просит поиграть с ней в «слова-истории». Так что, развлекательный момент на занятии очень способствует развитию творческого начала у ребенка и у его мамы тоже".

     2. Мама Светы:

     "Когда мы автоматизировали звуки (а их было много) сначала с неизбежностью пришлось уточнить значения многих слов. Заодно словарями пользоваться научились. Потом задача усложнилась – мы стали придумывать фразы. И неожиданно для себя значительно продвинулись в грамматике. По крайней мере, все предлоги встали на свои места. Ну, а потом начали придумывать рассказики, маленькие и не очень.
     Когда начинали заниматься, ребенку ставили кроме стертой дизартрии еще и элементы задержки речевого развития. Теперь все норма. Хотя вроде бы ничего кроме постановки звуков с логопедом и их дальнейшей автоматизации не делали".

Материал предоставили:
Развина Надежда Сергеевна, Андронова Татьяна Анатольевна
Источник: Logopedplus.ru


Категория: Мои статьи | Добавил: Рaдyгa (28.09.2011)
Просмотров: 677
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]