Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространенное: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков.
С точки зрения экологии в природе нет, не плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою «работу», играет определенную роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязнены вода и воздух. А требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Но успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребенка правильно вести себя в природе, и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения.
Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. И в этом, конечно же, поможет игра.
Поскольку игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Воспитательные задачи осложняются иногда тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. А вот вы, дети, молодцы, что знаете – это нельзя делать – так не делаете.