Главная » Статьи » Мои статьи

Логопед отвечает

ЛОГОПЕД ОТВЕЧАЕТ


     «Сыну 4 года. В 2,9 он имел в запасе очень мало слов и не строил предложения. На данный момент речь косноязычная, звуки не выговаривает: жук – «зюк», есть – «лесть», ехать – «лехать», звук [Ш] даже описать не могу: что-то среднее между [С] и [Ш], а [Р] меняет на [Л], лампа – «лямпа». Планирую бежать к логопеду в надежде на помощь. Раньше не могла, т. к. была беременна, и потом маленький ребёнок…никуда далеко не выйти, а бабушек у нас нет. А вопрос вот в чём: с этим «наоборот» можно ли ожидать нормализации речи».

      При условии, что вы попадёте в логогруппу и будите систематически заниматься, эту проблему можно скомпенсировать практически полностью. Не забывайте, что нарушения речи не исчерпываются только неправильным произношением. Логопед должен посмотреть речь вашего сына комплексно: связную речь, объём словаря, объём понимания речи, грамматический строй речи, слоговую структуру. А также состояние мелкой моторики и органов артикуляции. Это – минимум. После этого он должен начать по исправлению всего, что нарушено. Поэтому, не откладывайте занятия. Например, летом можно заниматься, ведь это целых 3 месяца. Наблюдайтесь у логопеда и после поступления в школу, до 3 класса обязательно, так как не до конца исправленные звуки могут стать причиной ошибок при письме. 

*****          
  
  «Скажите, начиная с какого возраста нужно начинать предпринимать какие-либо действия, если ребёнок нечётко выговаривает звук [Р]? И каковы должны быть эти действия? Я так полагаю – начать нужно с посещения логопеда? И подрезания уздечки – это последний этап, если уже ничего не помогает? В каком возрасте нужно это делать? Сыну 5 лет, вся остальная речь чёткая».

   Достаточно обратиться к логопеду, который владеет логопедическим массажем, и в случае необходимости растянет уздечку специальными  приёмами (благодаря подъязычной уздечке мы можем произносить ряд звуков, в том числе Р, РЬ, Л, ЛЬ). Подрезать её нет нужды, так как остальные верхние звуки [Ш, Щ, Ж, Ч, Л] у вашего малыша есть. В случае дефектного произношения и этих звуков, всё равно сначала стоит попробовать обойтись без этой, на первый взгляд простейшей, операции. Самостоятельно ставить ребёнку нельзя. 

*****

   «Моей дочке 1,7 мес. Нормально ли, что она:
1. Не может поставить два слова рядом, т.е. составить предложение. Например, на просьбу сказать: «мама, дай», будет повторять только последнее слово, хотя прекрасно говорит оба слова.   
2. Постоянно требует, чтобы я расшифровала её речь. Когда начинает говорить «я-я», я должна сказать «Алина», «гока» - «кататься на горке». 
Или видит на улице лужу, кричит «вада», я должна повторить за ней «вода», иначе она повторяет первое слово, с каждым разом всё громче, начинает нервничать. А повторишь, сразу переходит на другой объект.
3. не говорит глаголы, только существительные и междометья (ай, ой, о-хо-хо).
4. На просьбы назвать своё имя называет себя исключительно «я-я». Так у неё с года.
Как бы вы прокомментировали подобные речевые особенности?».

 В целом, никаких речевых особенностей или проблем у вашей дочки я не вижу. Всё, что вы перечислили, абсолютно нормально для ребёнка полутора лет. Давайте по порядку:
1.  Самостоятельно говорить предложениями детки должны научиться к 2 годам. Возможно, через месяц-другой это начнёт получаться лучше. Задача мамы: научить, подсказать, показать, как это делается. Детки учатся преимущественно по подражанию.
2.  То же самое. Дочка обращается к вам за помощью. Кое-что она уже умеет говорить, но этого для неё уже недостаточно. Помимо этого, она неосознанно уточняет свои знания о вещах и явлениях: «Мама, а правильно я сказала – вода, горка?» - таков смысл её требований. Вы же для неё самый главный человек в мире, авторитет буквально во всём. А вдруг – не вода это? 
3.   Глаголы появляются вслед за существительными и тоже будут чуть позже. Сейчас она ещё вполне может их не говорить, а заменять жестами, интонациями, междометиями. Вскоре этого станет мало, так как потребности возрастут, а не всякий глагол жестом обозначишь. Поневоле появятся. Можете научить её глаголам, только чуть позже, месяца через 2: «Давай играть. Будем папе давать задания, а он будет выполнять. Папа, кати машинку! Давай скажем папе: кати! Ой, что это папа в ладоши хлопает! Ну и шутник наш папа. Скажи, моя хорошая, папе «кати». А то он не понял, что делать-то надо!». Вот так, в игре, с, шутками и юмором поучите её словами: кати, дай, иди, хочу, неси, кушай, пой, беги и т. д. То есть слова выбирайте двусложные, попроще в повелительном наклонении. И всё появится, без глаголов жить не получится никак.
4. Своё имя детки называют более-менее осознанно годика в 2, а уж в первом лице себя называют ещё позже: осознание себя как отдельную личность и приводит к появлению местоимения Я. А у вашей дочки, скорее всего, уже есть попытки своё имя произнести так, как умеет. Не концентрируйтесь на этом, всё это не так важно. Всё остальное, что вы описали, говорит о хорошем развитии девочки. Не переживайте.

*****  
    «Слышала, что игры с песком помогают развивать речь и умственные способности ребёнка. Но мой сын (ему 2 года) не любит играть в песочнице. Если ли упражнения, которыми можно заменить игру в песке?».

   Дома можете установить коробку с обрезанными пониже краями с песком, камушками и ракушками. Там полезно не только ручками копаться, но и топтаться ножками. Как замена – большая миска с фасолью или чечевицей, где закопаны разные мелкие предметы. Малыш зарывает руку прямо по запястье и выкапывает игрушки. Ещё можете насыпать в пластиковый стаканчик манку и попросить малыша, опустив туда пальчик, опустить им по кругу. Такие же движения полезно совершать каждым пальчиком. Потом манку можете насыпать тонким слоем на разнос и рисовать пальчиками всё, что захочет. 


Подготовила учитель-логопед Андронова Т.А.
По вопросам родителей.

Категория: Мои статьи | Добавил: Рaдyгa (28.11.2012)
Просмотров: 292
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]