Главная » Статьи » Мои статьи

Роль семьи в воспитании дошкольников
Социальный педагог
Белкина Ирина Александровна

 

Роль семьи в воспитании дошкольников



 Счастливая семья- это семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка - дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых.

Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей.

         Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,- это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

     Третий фактор семейного воспитания - возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, организация  « воспитательной работы » старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами («Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном, дочерью игрушек.

Интересными и полезными для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулка в лес и парк, организация спортивных, литературных, народных игр. Дети знают, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка; разделяют их радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи.

Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей - дошкольников в семье. Каков режим выходного дня, его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах. Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? Удается ли взрослым членам семьи использовать доступную дошкольнику деятельность в качестве важнейшего средства воспитания?

Многие занятия, к которым взрослые члены семьи побуждают ребёнка, полезны для его умственного, эстетического и нравственного развития: рисование и лепка слушание сказки, рассказа, разучивание стихов, песен, танцев.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитывать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.

Категория: Мои статьи | Добавил: Рaдyгa (26.05.2011)
Просмотров: 3730
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]