Социальный
педагог
Белкина
Ирина
Александровна
Роль семьи в
воспитании
дошкольников
Счастливая семья- это семья, в которой созданы
нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми,
где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в
меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять
разностороннюю заботу. Семья для ребенка - дошкольника - первое и
основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И
это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с
окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к
людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает
приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в
детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений,
которые усваивает от
взрослых. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода
воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не
всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще
мал, сознание часто подчиняется
эмоциям.
На психику и поведение ребенка
могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и
негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей
в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных
взаимоотношений, быть образцом для
подражания.
Практика убедительно доказала, что чем больше мать
и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем
спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей
обогащает и семейные
отношения.
Важнейшим фактором и движущей силой процесса
семейного воспитания является любовь родителей и
детей.
Другой немаловажный фактор
семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,- это
постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со
стороны родителей и других членов семьи. Жизнь ребенка в семье, общение
с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому
необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы
даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для
дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в
котором он живет. Третий фактор семейного воспитания - возможность естественного
включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым
деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и
животными, посадка цветов, организация «
воспитательной работы » старших дошкольников со своими младшими
братьями, сестрами («Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»);
изготовление с сыном, дочерью
игрушек.
Интересными и полезными для воспитания,
сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулка в
лес и парк, организация спортивных, литературных, народных игр. Дети
знают, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка; разделяют их
радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного
коллектива, активным участником жизни
семьи.
Внимательно проанализируйте, как организована
жизнь ваших детей - дошкольников в семье. Каков режим выходного дня,
его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как
распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите
ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших;
постарайтесь исключить нервозность при сборах. Какими полезными и
необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается
ли малыш перед сном? Удается ли взрослым членам семьи использовать
доступную дошкольнику деятельность в качестве важнейшего средства
воспитания?
Многие занятия, к которым взрослые члены семьи
побуждают ребёнка, полезны для его умственного, эстетического и
нравственного развития: рисование и лепка слушание сказки, рассказа,
разучивание стихов, песен,
танцев.
Посещая детский сад, ребята живут,
играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит
педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе
детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с
желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся
воспитывать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но
и подчиняться. |