Воспитатели по изобразительной деятельности Трегубова Гульнара Фанавиевна Куликовских Наталья Александровна
СЛУШАЕМ КАРТИНУ
Как научиться слушать и слышать живопись
-
Подбирайте доступные возрасту картины. Начните, например с известного «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, о чем разговаривают медвежата?». Если у вас двое детей пусть они попробуют составить диалог медвежат.
-
Вместо того чтобы долго и нудно объяснять ребенку, что изображено на полотне лучше попросите его воспроизвести с помощью – звуков.
-
Интересной для рассматривания и слушания может оказаться и многоплановая картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Ребенок изобразит вам и то, как каркают на ветке вороны, и как лают собаки, и диалог охотников, и разговоры людей, катающихся на коньках, и даже то, как, вздыхая и охая, старушка несет вязанку хвороста.
-
Детям чаще по душе те картины, где есть животные, а ещё лучше картины - происходят какие – нибудь события. Поэтому на первых порах стоит обратиться к сюжетной картине, особенно на то где изображены дети. Например, для бесед с ребенком подойдут такие картины русских художников, как «За обедом» и «Карточный домик» Серебряковой, «Всадница» Брюллова, «Дети бегущие от грозы» Маковского, «Дождь в дубовом лесу» Шишкина, «Бабушкин сад» Поленова, «Дети - рыболовы» Прянишникова.
-
Лучше довериться интуиции и выбору ребенка. Сначала дайте ребенку хорошенько рассмотреть «окунуться» в картину, помогите ненавязчивыми наводящими вопросами обратить внимание на детали, а потом уже предложите «озвучить» все то, что происходит на полотне.
-
Чуть изменив тот – же прием попросите ребенка постарше (4-5 лет) описать все происходящее от имени одного из персонажей. Ребенок войдет в образ и выдаст вам хоть монолог печальной Аленушки с картины Васнецова, хоть размышления «Витязя на распутье». Воплощаться можно не только в людей, но и воображать себя цветком, деревом, домом, креслом.
-
Не бойтесь знакомить ребенка с разными школами живописи. Он спокойно отнесется к произведениям и русской, и европейской живописи не удивится и древнеегипетским росписям.
-
Поверьте лучше дать ребенку рассмотреть всех птичек на картине и проникнуться её настроением, чем заставлять выучивать названия полотен и имена художников. Не жалейте время на такие занятия с детьми, ведь помимо общего развития, подобные беседы о картинах прекрасно способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса.
Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Карл Брюллов «Всадница»
Питер Брейгель «Охотники на снегу»
Виктор Васнецов «Алёнушка»
Источник: Курочкина Н.А. «Детям о живописи» М.: Детство 2007
Материал предоставила Куликовских Наталья Александровна
|